Стратегическая сессия «Креативные индустрии Краснодарского края» - площадка для воплощения профессиональных знаний и опыта

 

30 июля 2021

В среду, 28 июля 2021 года, в рамках стратегической сессии «Креативные индустрии Краснодарского края» прошло четвертое заседание Рабочей группы развития креативных индустрий Краснодарского края при Экспертном совете министерства экономики
В среду, 28 июля 2021 года, в рамках стратегической сессии «Креативные индустрии Краснодарского края» прошло четвертое заседание Рабочей группы развития креативных индустрий Краснодарского края при Экспертном совете министерства экономики.

В работе стратегической сессии в качестве члена рабочей группы принял участие заместитель директора ООО «КУБНЕТ», профессор кафедры института фундаментальных наук КубГТУ, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Краснодарском крае Мишулин Георгий Маркович. 

      Уже на первом совещании рабочей группы, которое состоялось 7 июля, Г.М. Мишулиным была инициирована дискуссия в вопросе базовой терминологии, которая должна быть положена в основу «Концепции развития креативных (творческих) индустрий Краснодарского края». 

      Дискуссия продолжилась на втором, третьем и четвертом заседаниях. 

      Ниже приведены положения, иллюстрирующие позицию Г.М. Мишулина, которую он озвучил перед членами рабочей группы. 

      Несмотря на имеющийся опыт разработки и принятия нормативных актов государственной политики в сфере креативных (творческих) индустрий законодателями ряда субъектов РФ, «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Министерством культуры Российской Федерации, еще находится в стадии согласования. Нет сомнения в том, что рассмотрение «Концепции …» проходит в дискуссии, в т.ч. и вокруг понятийного аппарата, без скрупулёзного подхода к разработке которого невозможно сформулировать цели и задачи в обозначенной области. 

      Это нашло своё отражение и в вопросах, которые были поставлены участниками рабочей группы в начале стратегической сессии, когда на обсуждение были вынесены следующие понятия и их определения:  

      Креативная экономикатип экономики, основанный на    
      капитализации интеллектуальной собственности во всех областях 
      человеческой деятельности. 
      Креативные индустрии – совокупность всех секторов экономики, 
      в которых добавленная стоимость в значимой степени 
      формируется за счет творческой деятельности и управления 
      правами на интеллектуальную собственность, синергия 
      творчества и предпринимательства. 
      Креативный кластер – объединение творческих 
      предпринимателей, предприятий, научных и образовательных 
      организаций с целью усиления их конкурентных преимуществ, а 
      также социально-экономического развития и роста 
      конкурентоспособности региона. 
      Субъекты креативных индустрий – индивидуальные 
      предприниматели, юридические лица и граждане, в том числе 
      самозанятые, осуществляющие креативную деятельность.         
      Креативный продукт (продукция) – экономические блага     
      (работы, услуги), производимые субъектами творческих 
      индустрий. 
      Экосистема творческих индустрий – совокупность 
      институциональных условий и механизмов взаимодействия 
      субъектов, участвующих в формировании и развитии творческих 
      индустрий. 

      Профессиональное изучение дефиниций предложенных понятий показало, что логическая связь между ними не просматривается. Дефиниции должны быть логически связаны: один смысл (сущность) должен вытекать из другого и корреспондироваться с дефиницией основного понятия, коим является «креативная экономика». Кроме того, имеет место смешение понятий и подмена одних другими. 

      К примеру, предложенная дефиниция понятия креативная экономика как типа экономики, основанного на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности, не выдерживает критики. 

      1. Среди введенных в научный оборот типов экономик (экономических систем) - рыночная, традиционная, смешанная, командная – отсутствует креативный тип. Это связано с тем, что в развивающихся экономических системах в интересах целедостижения объективным является активное внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производственные, социальные и организационно-управленческие процессы без исключения всех отраслей и сфер человеческой деятельности (к примеру, сегодня практически нет такого вида деятельности, который не был бы охвачен цифровизацией, позволяющей этим видам деятельности придать креативный характер). Возникает вопрос о том, как выделить те виды деятельности, которые безошибочно можно признать креативными? 
      2. Зачастую в программных положениях понятия «креативная экономика», «умная экономика», «экономика знаний» связываются с понятиями «творческая деятельность» или «креативная деятельность». Эти понятия по своей сущности разняться в том, что понятие «творческая деятельность» является более емким, включающим, наряду с интеллектуальной деятельностью, деятельность духовную. А это означает, что в рассуждениях о рыночной (капиталистической) экономике, в основе которой, согласно А. Смиту, лежит «экономический эгоизм», использование этого понятия некорректно. При этом, говоря о креативной экономике, которая, основана, как это следует из приведенной выше дефиниции, на капитализации интеллектуальной собственности, связывает креативную экономику либо с результатом непосредственного рыночного оборота объектов интеллектуальной собственности, либо с увеличением встроенной ценности рыночного продукта, в который интегрированы результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, рассматривая интеллектуальную собственность как зарегистрированные в установленном порядке результаты интеллектуальной деятельности, которые обладают новизной, а значит, являются важнейшей составляющей инновационной деятельности, возникает вопрос о том, чем же креативная экономика в своей содержательной части отличается от инновационной? 

      На основании выше изложенного, в качестве альтернативы Г.М. Мишулиным было предложено под креативной экономикой понимать экономическую систему, деятельность агентов которой основана на эффективной реализации знаний (творческого потенциала) в производственных, социальных и организационно-управленческих процессах. 

      Ключевым условием становления и развития креативной экономики и рынка объектов интеллектуальной собственности является эффективное функционирование национальной инновационной системы (иначе – национальной системы управления новациями), которое возможно лишь при условии перехода от техногенной к социокультурной парадигме развития, характеризующейся широкомасштабным стимулированием интеллектуальной деятельности и внедрением ее результатов во все, без исключения, сферы человеческой деятельности. 

      Согласно мнению целого ряда ученых и бизнес-практиков, любая предпринимательская инновация связана с возникшей у предпринимателя, членов его команды или поданной извне творческой идеи. Эти люди или команды называются новаторами. А по сути это те, кто видят, могут описать и даже воплотить то, что другие не видят. Но если назвать их «креаторами» (это понятие введено в научный оборот), то представление о субъектах креативной экономики значительно сузится. Возникает вопрос: где «водораздел» между сущностной стороной понятий инновационная экономика, экономика знаний, креативная экономика? 

      Экономическая эффективность реализации творческого потенциала оценивается отношением затрат на создание и внедрение в производство объекта интеллектуальной собственности к полученной экономической выгоде (экономического эффекта) от рыночного оборота продуктов, созданных на основе новых знаний. Но не следует цели реализации новых знаний сводить исключительно к экономическому эффекту. Не менее важным может быть и коммуникационный, и экологический, и организационный, и социальный эффекты. 

      Креативные индустрии – совокупность всех секторов экономики, 
      в которых добавленная стоимость в значимой степени 
      формируется за счет творческой деятельности и управления 
      правами на интеллектуальную собственность, синергия 
      творчества и предпринимательства. 
      Креативный кластер – объединение творческих 
      предпринимателей, предприятий, научных и образовательных 
      организаций с целью усиления их конкурентных преимуществ, а 
      также социально-экономического развития и роста 
      конкурентоспособности региона.      
      
      Эти два понятия и их дефиниции также были предложены для обсуждения рабочей группе. 
      Однако: 1. В первом определении некорректно говорить о совокупности всех секторов экономики. Креативные индустрии изначально параллельны, они относятся к различным, порой не связанным между собой, отраслям. 2. Но продукты этих индустрий могут способствовать формированию горизонтальных (межотраслевых, межсферных) связей, которые в свою очередь будут обеспечивать формирование креативных кластеров. 

      В качестве альтернативы было предложено следующее: 
      Креативные индустрии – отраслевые виды деятельности, в которых добавленная стоимость и рабочие места создаются за счет внедрения в производственные процессы результатов интеллектуальной деятельности (эксплуатации объектов интеллектуальной собственности). 
      Креативный кластер – это технико-технологическая площадка в сфере креативных индустрий, где реализуется интерактивный процесс конвертации творческого потенциал одних в бизнес-процессы других в интересах изменения качества и повышения встроенной ценности производимых продуктов. 

      Далее было предложены новые редакции определения вынесенных на обсуждение таких понятий, как субъекты креативных индустрий, креативный продукт (продукция), экосистема творческих индустрий
      Субъекты креативных индустрий – агенты экономической системы (вне зависимости от организационно-правовой формы), деятельность которых основана на эффективной реализации знаний (творческого потенциала) в производственных, социальных и организационно-управленческих процессах. 
      Креативный продукт (продукция) – экономические блага (товар, работы, услуги), производимые субъектами креативных индустрий. 
      Экосистема креативных индустрий – совокупность организационных, правовых, инфраструктурных, материальных, финансовых, информационных и иных условий, обеспечивающих развитие креативных индустрий. 

      Исходя из выше изложенного, Г.М. Мишулиным была сформулирована цель деятельности рабочей группы развития креативных индустрий Краснодарского края Экспертного совета министерства экономики Краснодарского края - формирование организационных, правовых, инфраструктурных, материальных, финансовых, информационных и иных условий, обеспечивающих развитие креативных индустрий. 

      

      Эта формулировка и была принята членами рабочей группы для первого, организационного, этапа её работы.


      Г.М. Мишулин обратился к членам рабочей группы: 
Коллеги! Раз уж мы взялись за создание условий развития креативных индустрий, то и сами в этой работе должны быть креативными. А это значит, что мы должны проложить такие пути, которые и шаблонному взгляду невидимы, и начетничеству неподвластны. И начинать следует с того, чтобы сформировать за счет коллективного творчества единую понятийную платформу как алфавит для языка делового общения.