12 апреля 2021
Проект «Цифровая платформа легитимации перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза автотранспортом по дорогам РФ» за 42 дня своего присутствия на крауд-платформе IDEA.ASI.RU форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» привлек внимание представителей 33 регионов.
Проект «Цифровая платформа легитимации перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза автотранспортом по дорогам РФ» за 42 дня своего присутствия на крауд-платформе IDEA.ASI.RU форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» привлек внимание представителей 33 регионов.
Проект попал в ТОП-1000 в соответствие с экспертным отбором.
Проект занял 27 место среди 1421 представленных на форум идей.
Организаторами форума выражена благодарность автору за проявленную инициативу и предложение ценного решения.
Руководством АСИ и Фонда Росконгресс рекомендовано оказать автору идеи возможную поддержку в её реализации.
Согласно действующему российскому законодательству, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов автотранспортом по дорогам РФ осуществляется только при наличии специального «Разрешения», выдача которого имеет статус государственной услуги.
Доставка тяжеловесных и крупногабаритных грузов на объекты является одним из важных элементов логистической цепи различных отраслей народного хозяйства.
Статистика свидетельствует о возрастающей востребованности перевозок специальной, строительной, сельскохозяйственной и прочей техники, больших цистерн, промышленного оборудования и других грузов.
Такие грузы, например, в строительстве, как правило, лежат на «критическом пути» сетевого монтажного графика, т.е. определяют продолжительность строительства объектов в целом, а в сельском хозяйстве – обеспечивают выполнение работ, сопряженных с ограниченными сроками посевной и уборочной кампаний.
Поэтому Заказчики заинтересованы в бесперебойной доставке грузов.
В свою очередь грузоперевозчики, являющиеся представителями как крупного, так среднего и малого предпринимательства, заинтересованы в минимизации временных затрат на осуществление грузоперевозок.
Это показатель, складывающийся в том числе из сроков получения «Разрешения», времени незапланированных простоев по причинам неверно оформленных разрешительных документов, невыполнения требований по обязательным платам, аварийных ситуаций, снижает уровень производительности труда грузоперевозчиков и увеличивает финансовые издержки.
Последнее особенно бьёт по субъектам малого предпринимательства, делая их неконкурентоспособными.
На пути преодоления этой проблемы зачастую стоит госуслуга в форме «Разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». «Заявление» на получение такого «Разрешения» оформляется через портал «ГОСУСЛУГИ» и удовлетворяется в течение 15 рабочих дней с даты регистрации «Заявления» при отсутствии замечаний или объективных препятствий.
Сегодня эта услуга не отвечает требованиям клиентоориентированности в силу длительного срока ее предоставления (в особенности, если маршрут следования автотранспорта проложен через участки дорог, где дорожное хозяйство находится в ведении отдельных Федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству «АВТОДОР», которых насчитывается более 30) и множественности операций и процедур, которые сопровождают процессы как оформления «Заявления» грузоперевозчиком, так и предоставления услуги уполномоченным органом.
Выполненные авторами проекта «контрольные закупки» показали, что обычно процесс получения услуги сопровождается перепиской с указанием замечаний, порой не имеющих принципиального значения, но устранение которых и последующее действия увеличивают время на получение «Разрешения».
Но есть и проблема, которая иногда трудно преодолима грузоперевозчиком – правильный расчет нагрузок на оси, что становится серьезным барьером при прохождении весового контроля.
В то же время появился целый ряд организаций, оказывающих платные услуги по оформлению «Заявления», стоимость которых в 10-15 раз превышают установленную госпошлину в 1600 руб., но которые не гарантируют беспроблемную перевозку.
Получение «Разрешения» является необходимым, но недостаточным условием легитимации перевозки.
Грузоперевозчик, отправляя автомобиль по согласованному маршруту, обязан обеспечить крепление груза, согласно установленным требованиям, а также осуществить следующие платы: «ПЛАТОН», «УЩЕРБ» (за превышение массы сцепки 44 т), ОСАГО, ШТРАФЫ.
Изложенное становиться предпосылкой к тому, что предприниматели-грузоперевозчики и предприниматели-поставщики грузов используют так называемые «нестандартные» решения, отказываясь от оформления документов на получение «Разрешения».
Кроме того, выбор маршрута движения грузоперевозчиком, нарушающим порядок проезда транспортных средств с тяжеловесным и крупногабаритным грузом, происходит без учета состояния и качества дорог и дорожной инфраструктуры.
В результате – нарушение правил перевозок, разбитые дороги, поврежденные элементы инфраструктуры и многомиллионные затраты государства на устранение этих проблем.
К примеру, официальная статистика Краснодарского краевого управления ГИБДД в 2017 г. свидетельствовала о более 12 тыс. выписанных сотрудниками инспекции протоколов за нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов.
Около 0,5 млрд руб. убытков в год терпит Кубань только в результате ущерба, наносимого дорожному покрытию и дорожной инфраструктуре вследствие несанкционированного и неконтролируемого проезда тяжеловесных транспортных средств.
Предлагаемое решение по преодолению обозначенных проблем связано с созданием гибкой и быстродействующей цифровой информационно-коммуникационной платформы для пользователей, осуществляющих перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза автотранспортом по дорогам РФ.
В методологии платформы закладывается способ принятия решения о возможности перевозки указанных грузов из области комбинаторики (с использованием разработанного системного интегратора) по допустимому маршруту (согласно показателям дорожного покрытия и критериям невозможности нанесения ущерба дорожной инфраструктуре) при построении грузоперевозчиком маршрута движения при помощи инструментария проектируемой единой электронной интерактивной карты дорог, в которую интегрированы сведения об их характеристиках с учетом выполнения всех установленных требований к перевозчику (технического состояния автотранспорта, допустимой нагрузки на оси, правильности крепления груза, совершения всех установленных плат и пр.) за счет результатов обработки структурированных данных из вновь разработанных баз данных и из существующих объемных баз данных (к примеру, баз данных ГИБДД, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, «ПЛАТОН» и др.).
Предлагается создание клиентоориентированного и комфортного интерфейса платформы, интегрированного в существующий ресурс «ГОСУСЛУГИ», указанные базы данных и расчетные модули (в частности, модуль расчета осевых нагрузок, платы за «УЩЕРБ» и пр.).
В процессе проектирования платформы должно быть обеспечено решение следующих прикладных задач:
- верификации данных при выполнении всех операций по формированию первичного документа «Заявления»;
- валидации за счет применения экспертных модулей при оформлении итогового документа – «Разрешения»;
- интеграции всех существенных факторов легитимности перевозки (сведения об автотранспорте, о водителе, о расчетной нагрузке на оси, об оплате пошлины, штрафов, ОСАГО, «ПЛАТОНа», «ПЕРЕГРУЗа»; и пр.) в единую web-форму – Пользовательский интерфейс с его трансформацией в «Цифровой паспорт комплексного объекта грузоперевозки»;
- обоснованного упрощения (оптимизации) процесса и сокращения общего объема нормативных документов (регуляторное гильотинирование);
- устранения гипертрофированной ответственности для целого ряда звеньев или сокращение этих звеньев в самом процессе;
- повышения уровня ответственности главных субъектов процесса и доверия к ним;
- значительного повышения уровня клиентоориентированности и комфортности интерфейса (юзабилити);
- обеспечения релевантности запросов контрольных органов в отношении требуемых к проверке документов.
Предлагаемая к разработке платформа, по оценкам специалистов в области IT-технологий, позволит в пределах 2 часов (в отличие от существующего на портале «ГОСУСЛУГИ» – до 15 рабочих дней) грузоперевозчику получить «Разрешение» и тем самым легитимировать перевозку груза по территории РФ.
Медведев Д.А., Совещание по цифровому развитию транспортного комплекса, 23.11.2018 г.
«Бумажный документооборот в сфере грузоперевозок должен уйти в прошлое».
Президент Ассоциация Перевозчиков Негабаритных Грузов (АПНгГ) М.В. Буторин, 18 октября 2018 г., Санкт-Петербург, XI Международный форум «Транспортный потенциал».
«… Несовершенство предоставления госуслуги по получению специального разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза в Интернете, бюрократическая избыточность и продолжительность».
Путин В.В., Послание Федеральному собранию на 2019 г.
«До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг следует перевести именно в проактивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически».
Путин В.В., Заседание Госсовета, посвящённое вопросам развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения, 26 июня 2019 г.
«… Важная задача – наладить эффективное регулирование проезда тяжеловесных машин. Известно, какой урон они наносят дорогам, особенно дорогам, которые не предусмотрены для этих машин, когда нарушают нормы перевозки грузов. ДТП на разбитых трассах неизбежны. Необходим контроль за соблюдением правил проезда грузовиков».