Участие представителя ООО "КУБНЕТ" в Международной конференции по проблемам пространственной и структурной трансформации экономики России

 

30 апреля 2019

В открытой дискуссии о пространственной и структурной трансформации экономики России с представителями органов власти и академического сообщества руководители бизнес-структур видят возможность публично заявить о существующих проблемах и представить свое видение путей их преодоления.

             Программа Международной конференции                               Программы пленарного заседания                                                       
17 апреля 2019 г. в Кубанском государственном технологическом университете состоялось Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы» (INTERNATIONAL SCIENCE AND PRACTICAL CONFERENCE «Spatial and structural transformation of the Russian economy: problems and perspectives»).

Заседание проводилось в форме дискуссионной панели, в которой приняли участие Полиди А.А., д.э.н., профессор, председатель комиссии по вопросам экономики и бизнеса Общественной палаты Краснодарского края, партнер-директора по стратегическому консалтингу ООО «Арка-Групп»; Семидоцкий В.А., д.э.н., заведующий кафедрой экономики и финансов КубГТУ; Тихенький О.Л., руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю; Егорова Е.И.., к.э.н., советник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества департамента внутренней политики администрации Краснодарского края; Брижак О.Л., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и инвестиций КубГТУ.

Среди приглашенных для пленарного доклада - заместитель директора по маркетингу ООО "КУБНЕТ", член Гильдии Маркетологов Георгий Маркович Мишулин, к.э.н., доцент.

В своем докладе «Цифровизация межсубъектных отношений как основа ускоренного развития и инструмент умной экономики» Мишулин Г.М. отметил следующее:

«Ускоренное развитие РФ невозможно без создания и внедрения перспективных технологий, связанных с цифровизацией межсубъектных отношений, обеспечивающей оперативное и удобное получение необходимой и достоверной информации».

«Цифровизация должна формировать мировоззренческую основу стратегии научно-технологического развития. Но зачастую ее подменяют псевдоцифровизацией за счет создания многоуровневой барьерной среды».

Г.М. Мишулин представил участникам конференции результаты анализа более 10 программных документов исполнительных органов РФ и выступлений руководителей страны и привел их ключевые преемственные положения:

- внедрение цифровых технологий и платформенных решений;

- создание национальной системы управления данными в Российской Федерации;

- формирование единого информационного пространства для органов государственного управления, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и отдельных граждан;

- создание единой электронной картографической основы, обеспечение ее ведения и предоставления доступа к пространственным данным, а также развитие сервисов обмена и обработки пространственных данных;

- обеспечение сокращения временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении контрольно-надзорных функций…

«Принятые документы, отметил докладчик, говорят о необходимости не просто «сосредоточиться на цифровых технологиях и развивать цифровую экономику», а уже создавать и интегрировать эти технологии в реальные межсубъектные отношения в сфере экономики».

«Однако, желаемого результата еще не достигнуто". Одной из причин этого Г.М. Мишулин считает «отсутствие единства в понимании внутренней сущности и места цифровизации в развитии общества в целом».

Докладчик привел результаты сравнительного анализа представлений о цифровизации, изложенных в публикациях и программных выступлениях ученых, менеджеров и руководителей страны и сделал следующие выводы:

1. Цифровизация – внеэкономический вопрос, а это означает, что первым инициатором, контролером, оценщиком и инвестором должно быть государство. И вовсе не «экономике» в словосочетании «цифровая экономика» принадлежит первенство, а именно «цифровизации», а вот результат цифровизации всех сфер жизни общества уже давно дает и будет давать экономический эффект. Умной же экономика станет тогда, когда не цифровые технологии будут сосредоточены исключительно на получение денег, а денежные средства будут обеспечивать создание и внедрение цифровых технологий в рациональную организацию отношений между субъектами, создающими блага».

12 ноября 2009 г. в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ сказано, что «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. … Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». Это положение об «умной экономике» и того, что за ней следуют уникальные знания, новые продукты и технологии, полезные людям, получило свое воплощение в принятых руководством страны программных документах».

2. Производство новых продуктов и технологий зависит не в первую очередь от наличия денежных средств, а связано с востребованностью этого продукта. А востребованность может быть рыночная, а может быть более высокого, государственного, уровня: оборона и национальная безопасность. Но в любом случае в «умную экономику» надо вложить знания, которые лягут в основу нового продукта. А потенциал знаний и опыта заложен в человеческом ресурсе».

3. Цифровизация – не самоцель, это всего лишь инструмент для эффективного использования потенциала человеческого ресурса в интересах многих субъектов, для формирования умной экономики.

И далее:

«Рассуждения о сущностной стороне цифровизации необходимы, т.к. их результаты определяют мировоззренческую сторону стратегии научно-технологического развития, воплощение которой следует усматривать в реальной практике достижения поставленных целей. Именно здесь и возникает дилемма, относящаяся исключительно к практической стороне реализации изложенных выше положений: цифровизация или псевдоцифровизация?

Нам представляется, что на практике цифровизация должна быть направлена на такую организацию множественности процессов, возникающих в области межсубъектных отношений, которая обеспечивала бы субъектам оперативное получение необходимой услуги или информации или передачи последней с использованием электронных сервисов в сетях различного уровня (Интернет, Интранет, Экстранет), удобных и доступных для всех существующих средств коммуникации и без использования бумажного документооборота.

Эффективность цифровизированных коммуникаций в первую очередь зависит от развитой сети емких и доступных баз данных. Сегодня же, чаще всего, вместо этого реализуется крайне упрощенный подход, связанный с электронным документооборотом на основе представления сканированных документов. Процесс создания баз данных и интегрирование их в пользовательские интерфейсы протекает крайне медленно, с трудом преодолевая бюрократические барьеры.

Таким образом, создается многоуровневая барьерная среда на пути формирования умной экономики и особенно того, что касается полезности и удобства цифровых инструментов для физических и юридических лиц, на пути создания действительно инновационных электронных ресурсов (сервисов).

Мишулиным Г.М. были обозначены следующие пути преодоления псевдоцифровизации и реализации установок на формирование «умной экономики», основанные на личном опыте и общении с представителями бизнес-сообщества:

«1. Стимулирование и поддержка работ по созданию емких и доступных баз данных во всех сферах человеческой деятельности. Защита авторских прав и достойное вознаграждение их разработчиков.

2. Стимулирование и поддержка работ по созданию систем управления базами данных (системных интеграторов) во всех сферах человеческой деятельности. Защита авторских прав и достойное вознаграждение их разработчиков. Доступное, но объективное дифференцированное лицензирование разных уровней доступа в базы данных.

3. Внедрение системы личных кабинетов физических и юридических лиц в глобальной сети, аккумулирующих все необходимые коммуникации. Личных кабинетов сегодня много, а должен быть один, который интегрирован во все необходимые информационные ресурсы. Обращение в органы государственной власти и управления должны закрепляться электронной подписью, получение которой через защищенный личный кабинет должна носить бесплатный характер. Сегодня современные технологии позволяют легко решить такую задачу.

4. Развитие сети личных кабинетов в локальных сетях образовательных учреждений. Через эти кабинеты должен быть организован информационный обмен по всем аспектам деятельности научно-педагогических кадров. Доступ в личный кабинет должен быть организован со всех существующих средств коммуникации. Балльно-рейтинговая система должна функционировать за счет подгрузки данных из личных кабинетов, скрепленных локальной электронной подписью, с автоматической отсылкой сведений в различные службы и начислением стимулирующих и прочих надбавок. К личным кабинетам должны быть подключены модули экспертных и контрольных программ. И эту задачу могут решить профессиональные предприятия в самые короткие сроки.

5. Преодоление разрушительной зависимости RU.NET от основателей и владельцев сети. Достойное финансирование и жесткий контроль за созданием российского софта. Ускоренный переход на его преимущественное использование».

В заключении Г.М. Мишулин отметил: «Нужна системная концентрация интеллектуальных ресурсов в созданных государством и ему подконтрольных условиях и формах для реальной цифровизации, а не запуска ее псевдоаналога. При этом вновь создаваемые софты должны быть доступны для разработчиков пользовательских ресурсов и делегировать им определенную свободу для реализации патентного права, что в свою очередь будет способствовать развитию рынка интеллектуальной собственности в рассматриваемой сфере».